ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВОЕВАНИЯ.

Вопрос о численности крестоносцев одним из первых заинтересовал историков; как и все вопросы, связанные с цифрами в средние века, эта проблема решалась в полной неизвестности. В наши дни сложно обойтись без цифр, поскольку лишь одни количественные вычисления являют-ся точными и внушающими доверие для нас. Но как только проникаешь в средневековый мир, приходится сразу сми-риться с тем, что никто в ту эпоху не знал точно своего возраста, время определяли только по солнцу, или (что было примерно тем же) по колокольному звону из бли-жайшего монастыря, а вычисления людей того времени, в общем, носили условный характер; когда хотели сказать, что толпа действительно огромна, говорили — 60000 или 600000 человек. Поэтому каждый историк подсчитывает численность крестоносных армий исходя из своих личных соображений. Фердинанд Лот сильно ограничил их число, оставив лишь подобие костяка; другие, как Рэнсиман, были более щедры, считая, что в христианскую армию входило от 60000 до 100000 бойцов: у Рансимена выходило, что каждый экспедиционный корпус состоял, по крайней мере, из десяти тысяч человек, а отряд Петра Отшельника должен быть гораздо больше: до двадцати тысяч человек. Лишь один Боэмунд, несомненно, имел в своем распоряжении меньшее число бойцов, ибо современные ему хроники упоминают, что из-за нехватки средств он смог собрать лишь небольшое войско.
Сколько же крестоносцев из этого числа добрались до Иерусалима? Мы знаем, что силы Петра Отшельника были в прямом смысле вырезаны; битвы, голод, особенно во время осады Антиохии, смертоносный марш по пустыням, штурмы Никеи и Иерусалима наверняка унесли значитель-ное число жизней воинов из остальных отрядов. Но что более всего поставило Святую Землю в уязвимое и без-защитное положение, так это уход крестоносцев, по обычаю феодальной войны вернувшихся домой после выполнения обета — захвата Иерусалима. Поэтому-то к весне 1100 г. в распоряжении Готфрида Бульонского осталось лишь ил-люзорное число бойцов (подтверждаемое на этот раз хро-нистами) — 300 рыцарей. Ведь далеко не все последовали примеру Раймунда Сен-Жилльского, который, если верить его современникам, отправляясь в поход, дал обет никогда не возвращаться в свои владения на Западе.
Мы неоднократно сталкиваемся с весьма скромными цифрами: всего с 80 рыцарями Танкред захватил Тивериаду и принял титул князя Галилейского, тогда как гораздо позже король Амори выставил 374 рыцарей против по меньшей мере 2000 курдов султана Ширкуха. По сравнению с современными армиями это совсем незначительные силы. Не забудем, что в средние века мобилизация клириков и крестьян была попросту немыслима, откуда и огромная разница между средневековой и нашими современными военными действиями. Именно это выступление в поход крестьян, которых многие, по правде говоря, предпочли бы оставить дома (Урбан II первым попытался их остано-вить), придало неповторимые черты первому крестовому походу. Даже столетие спустя крестовый поход детей не произвел такого впечатления на современников, как эта мобилизация крестьян, которая в наши времена рассмат-ривается как необходимость.
Когда на Западе узнали о взятии Иерусалима, начался следующий крестовый поход, чтобы оказать подмогу За-щитнику Святого Гроба Господня; но три армии — ломбардцев, бургундцев, немцев и французов из западных областей — были одна за другой раздавлены турками, и число спасшихся составляло, в лучшем случае, 3000 че-ловек.
Чуть погодя, в 1102 г., Раймунд Сен-Жилльский в сра-жении за Тортосу руководил 300 рыцарями, а Понс Триполийский, спешивший на помощь Антиохии в 1115 г., вел с собой 200 рыцарей и 2000 пехотинцев; в 1108 Гильом-Иордан, кузен графа Тулузского, освободил Алъ-Акму с 300 рыцарями.
Когда в 1146 г. король Франции Людовик VII и импе-ратор Конрад взяли крест по призыву Св. Бернарда, число крестоносцев под их началом достигало, быть может, 140000 человек. Но трем четвертям бойцов было суждено погибнуть по дороге, в Малой Азии; лишь отряд прован-сальцев, путь которых лежал по морю, прибыл почти невредимым под командованием графа Тулузского Альфон-са-Иордана.
Некоторые сведения о походах XII—XIII вв. отличаются особой точностью. Так, император Генрих VI в письме к папе Целестину III от 1195 г. упоминал, что поведет в крестовый поход 1500 рыцарей и столько же сержантов. В то же время крестоносцам из Рейнской области и Фран-конии, возглавляемым архиепископом Майнцским Конра-дом, потребовалось 30 кораблей, чтобы отплыть из Мес-сины, а тем, кто сопровождал графа Брауншвейгского и архиепископа Бременского — 40 кораблей. Фердинанд Лот оценивал в 3000 число всадников, которых в 1190 г. привел Фридрих Барбаросса, но греческий историк Никита Хониат говорит, что их было 5000. Вот транспортные суда, которые были тогда использованы: 70 «юиссье» (1) и 150 кораблей, подготовленных императором Исааком Ангелом, очевидно, хватило бы, чтобы перевести 15000 лошадей — в две ходки, как и указано в текстах, — необходимых для 1500 рыцарей; ибо если мы говорим «рыцарь», то подразумеваем трех человек и столько же лошадей — каждый рыцарь приводил с собой двух оруженосцев. Барбаросса взял с собой только всадников, опасаясь повторить печальный опыт одного из своих предшественников — императора Конрада III. Конрад потерял почти всех своих пехотинцев в турецкой Анатолии, погибших либо от болезней в знойном климате, либо от голода, обманутый визан-тийцами, для перехода от Никеи до Икония он захватил с собой продо-вольствия на восемь дней, тогда как требова-лось взять, по крайней мере, на двадцать дней пути. Свой крестовый поход Барбаросса подготовил с большей тща-тельностью; впервые посты снабжения продо-вольствием были обеспечены наперед; к тому же его экспедиция на-чалась с блистательного захвата Икония, что ли-шило турок-сельджуков столицы. Правда, он понес ощутимые потери в лошадях: один из очевидцев свидетельствовал, что спустя два года после выступления в поход, у императора осталось всего 600 коней. Известно, как в дальнейшем его армия разбрелась после нелепой случайности, стоившей импера-тору, упавшему в воды Селефа, жизни.
В ту же экспедицию Филипп Август повел 650 рыцарей с привычным количеством оруженосцев, и три-четыре раза больше пехотинцев, в общем, всего около 10000 человек. Потребовалось 100 кораблей, чтобы их перевести. Флот же короля Ричарда, собранный в том же 1191 г. для транспортировки его отрядов, вызывал у современников восхищение. По слова Ричарда де Девиза, он состоял из 156 нефов, 24 «бюссье» (кораблей, вместительность кото-рых в два раза превышала вместительность нефов) и 39 галер. Можно сомневаться в правильности цифры, пред-ложенной Фердинандом Лотом, ограничившего числен-ность армии Ричарда 10000 человек: ведь один неф обеспечивал перевозку 500 человек с лошадьми и соответст-вующей экипировкой.
Виллардуэн предоставляет нам наиболее детальные све-дения о следующем походе (начало XIII в.), повествуя об осложнениях, возникших у крестоносцев с венецианцами, которые подрядились обеспечить их перевозку:
«Мы поставим юиссье, могущие перевести 4500 коней и девять тысяч оруженосцев, и нефы для перевоза 4500 рыцарей и двадцати тысяч пеших ратников. И условие для всех этих коней и этих людей будет такое, что они получат прокорм и провиант на девять месяцев. Вот что мы сделаем по самой низкой цене, а именно на том условии, что нам заплатят за каждого коня четыре марки и за каждого человека две марки.
И все эти условия, которые мы разъясняем, мы исполним в течение одного года, считая со дня, когда мы отплывем от гавани Венеции, чтобы послужить Богу и всему хрис-тианскому миру в каком бы то ни было месте. Общая сумма этого расхода, который только что назван, составляет 94 тысячи марок». (2)
К несчастью, планы изменились из-за того, что несколь-ко знатных крестоносцев — как Жоффруа Першский — умерли, а другие решили воспользоваться другими портами, нежели Венецией. В результате крестовый поход распался на несколько частей, и, когда настало время в Венеции выплачивать оговоренную сумму, крестоносцы оказались в меньшем количестве, чем рассчитывал Виллардуэн и его товарищи; не хватило 34000 марок до основной суммы, откуда мы можем предположить, что в 1204 г. крестоносцев было около 14000 человек. Хорошо известно, как в конце концов крестоносцы повернули на Византию и были воз-награждены захватом Константинополя: о них мы получили абсолютно верные сведения, поскольку в 1206 г. латинский император Генрих д'Эно затребовал 600 рыцарей и 10 000 сержантов, чтобы удержать завоеванную латинянами им-перию,
В следующем походе, в результате которого в первый раз была захвачена Дамьетта, участвовали 2000 рыцарей, 1000 конных и 20000 пеших сержантов. И, наконец, в крестовых походах Людовика Святого участвовали 1500 рыцарей и свыше 6000 пехотинцев в 1248 г., в 1270 г. — около 10000 человек и 4000 лошадей, треть которых пред-назначалась рыцарям, остальные — оруженосцам.
Мы можем получить представление о размере снабже-ния отрядов, которое в деталях излагается в уже цитиро-ванном письме императора Генриха VI от 1195 г.: он заплатил каждому рыцарю тридцать унций золота и столько же унций на зерно; каждый сержант получил десять унций золота и столько же на зерно. Раздел был справедливым, ибо, как мы видели, одного рыцаря сопровождали двое оруженосцев.
Тем не менее, эти поздние по времени походы оказывали лишь случайную, спорадическую, и, конечно, крайне не-регулярную помощь. Ведь чтобы защитить государство с площадью около шестисот километров в длину, шириной в шестьдесят, окруженного населением, чувства которого могут быть только враждебными — ибо для них христи-анин всегда оставался неверным — очевидно, требовалась постоянная армия. Поэтому Готфрид Бульонский рас-пределял фьефы между своими соратниками согласно фе-одальному правилу: за каждое земельное владение нужно было нести военную службу.
Со временем военные повинности устоялись, превра-тившись в кутюмы, и с XIII в. появилась возможность набросать таблицу военнообязанных сил — правда, в эту эпоху многие замки были отвоеваны сарацинами и фигу-рировали исключительно на бумаге; так, например, каждая барония была обязана «службой ста рыцарей»; замок же и сеньория Крака могли выставить всего 60 рыцарей.
Жан д'Ибелин, который и создал эту таблицу, насчи-тывает всего 675 рыцарей в латинской Сирии в 1265 г.; такими же силами, должно быть, располагало княжество Антиохийское. Продолжительность службы не была огра-ничена, как на Западе, сорока днями в году; от воина могли потребовать служить в течение всего года и в любом месте королевства. Рыцарь, призванный королем, должен предстать перед ним во всеоружии в течение четырнадцати дней, за которые он не получал плату; в остальное же время он получал жалованье на повседневные расходы. Некоторые рыцари вообще не владели фьефом в Святой Земле; это были «пилигримы», странствующие рыцари, не собиравшиеся оседать в этих краях и временно нанимав-шиеся королем за плату: таким образом, они находились у него на жаловании; иногда им передавали фьефы вместо платы и знаменитый Рено де Шатийон, который сыграл столь злополучную роль в Святой Земле, первоначально попросту состоял на жаловании у короля.
Кроме феодалов, военные силы выставляли церковники и города. Например, Иерусалимский король имел право потребовать 500 сержантов у патриарха; архиепископы Тирский, Назаретский и Кесарийский должны были пред-оставить каждый по 150 бойцов, как и некоторые аббатства: иосафатский монастырь должен был 150 сержантов, равно как и монастырь Сионской горы, аббатство горы Фабор -100, и т. д. Горожане, помимо дозорной службы, которую они несли на укреплениях, также должны были поставлять воинские контингенты: 500 сержантов из Иерусалима и Акры, 100 из Тира, 50 из Кесарии, и т. д. По сведениям Жана д'Ибелина, в результате регулярных наборов можно было собрать 5025 сержантов.
И, наконец, в армию Святой Земли набирали наемников.
До нас дошла, наряду с прочими документами, расписка за жалованье в три сотни ливров, полученное на походные издержки неким Аггераном де Бальелем, направлявшимся в составе «войска на Карфаген», во время крестового похода 1270 г.
Однако наемники по большей части были туземным населением — сирийцами, армянами; среди них неодно-кратно встречались туркоплы (или туркополы), которые, вероятно, были метисами, детьми отца турка и матери христианки, просто крещеными мусульманами, или же во-инами из коренного населения, нанимавшимися как одной, так и другой стороной. Известно, что для египетской кампании великий магистр госпитальеров обещал королю Амори «500 рыцарей и столько же хорошо снаряженных туркоплей». Итак, всего в армию можно было набрать от 20000 до 25000 человек, из которых от 1000 до 2000 поставлялись Иерусалимом.
Добавим, что случае опасности проводился всеобщий набор: именно так произошло во время нападения на Дамаск в 1126 г. или в 1153 г., когда захватили Аскалон; кроме того, паломники в этих случаях присоединялись к крестоносцам и резидентам.
------------------------------------

1  Юиссье — лодки для перевозки кавалерии; les liberty-schips в средние века; они имели открытые двери над уровнем ватерлинии, у кормы, в которые заводились лошади.

2  Цит.  по: Жоффруа де  Виллардуэн.  Завоевание Константинополя. Пер., комм. М. А. Заборова. 1993. С. 9.

Hosted by uCoz